Эссе на тему:
«Я - учитель.»
Рудакова Ирина Эдуардовна,
учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 90»
«Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло,
будь почвой, богатой ферментами человеческих чувств,
и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников,
но и в душах и сердцах…»
Ш. Амонашвили.
В школе я работаю уже более тридцати лет. И всё это время мне задают один и тот же вопрос: «Почему я выбрала профессию учителя?» Мне кажется, не я выбирала профессию, а профессия выбрала меня!
Я- учитель! Я не просто учитель. Я – первая учительница, которая входит в жизнь ребёнка и его семьи. Родители доверяют мне самое дорогое, что у них есть, – своих детей.. Наверное, нет на свете ни одного родителя, которого бы не волновало, как его малыш будет учиться в школе, какие взаимоотношения у него сложатся с учителем, со сверстниками, насколько учение будет для него радостным и полезным А ведь кто, как не я, заменяю маленькому ученику самого дорогого на свете человека – маму. И от меня, первого учителя, зависит, как сложится его школьная жизнь. Много лет я буду незримо присутствовать в семье каждого ученика. И, возможно, стану их хорошим другом на всю жизнь.
Я знаю, к чему мне надо стремиться в своей работе, в своей жизни…. Я – учитель! Каждый день я открываю школьную дверь и прихожу в класс для того, чтобы научить детей добиваться успеха, не потеряв при этом нравственные ориентиры: доброту, совесть, честь. Порой бывает очень трудно. Иногда просто опускаются руки, но каждый раз, анализируя ситуацию, ищу пути ее решения и продолжаю двигаться вперед с новыми силами. Я учу детей доброте, заботе о тех, кто рядом , уважению к другим людям. Я стараюсь формировать у учеников такие черты характера, которые помогут им стать личностью и достойными гражданами своей страны. Стараюсь воспитывать любовь и уважение к родному краю, родной улице, чувства радости за достижения своей страны.
Ребенок - самая главная ценность в моей деятельности.
Конечно же, без призвания в профессии, невозможна эффективная педагогическая деятельность. Это профессия души. Она дает возможность быть в стране детства, в мире ребенка, разговаривать с детьми на одном языке, понимать их. И это так интересно и хрупко! На мой взгляд, самое страшное в профессии учителя – равнодушие к детям. Ведь ребенка обмануть нельзя. Они распознают фальшь, остро реагируют на невнимание, поэтому учитель в любой ситуации должен быть честным со своими учениками, искренним и открытым. И тогда завоюешь детские сердца.
В последние годы всё чаще звучит понятие: современный учитель. Учитель XXI века – это экспериментатор и исследователь, организатор и новатор, наставник и психолог.
В условиях реализации требований ФГОС, главная задача современного учителя - научить ребёнка учиться и выстраивать свой собственный жизненный путь.
Профессиональная позиция учителя, его отношение к учебному процессу, творческий потенциал, желание раскрыть талант и способности каждого ребенка есть главный ресурс реализации требований нового федерального государственного образовательного стандарта.
Сегодня на уроке современный учитель мотивирует детей на поиск правильной и необходимой информации, ведет своих учеников по дорогам бесконечных знаний, учит ставить задачи, мыслить самостоятельно, работать в сотрудничестве с другими учащимися. А добиться этого можно только благодаря тесному союзу учителя, ученика и родителя, поэтому в своей работе я придерживаюсь следующих позиций:
- уважай в каждом ребенке личность;
- создай ситуацию успеха для ребёнка;
- искренне разделяй с ним удачи и неудачи;
- раскрывай в ребёнке богатство его души, научи любить сердцем, верить в себя;
- научи ребенка думать, размышлять, вступать в диалог с окружающим миром;
- постоянно совершенствуй свое профессиональное мастерство.
Педагог должен в совершенстве владеть своим предметом, а использование современных педагогических технологий помогает добиться прочности и глубины знаний, сделать урок запоминающимся, процесс обучения - увлекательным. Главный принцип моих занятий - «учение - с увлечением», «открывать знания вместе с детьми – это здорово!».
Мне посчастливилось работать с разными категориями детей. В настоящее время я работаю с детьми ОВЗ V вида – с детьми, нуждающимися в работе с логопедом. Это особая категория ребят, которая испытывает трудности в обучении..
Поэтому ведущей целью своей работы считаю: создание оптимальных условий для преодоления речевых проблем, позволяющих максимально быстро добиваться положительных результатов.
Учитель должен одинаково любить каждого ученика: шумного и тихого, послушного и капризного, ухоженного и неряшливого, хорошенького и не очень. На том простом основании, что они, ученики, – дети. Если учитель равнодушен к внутреннему миру ребёнка, к его переживаниям, ему не место в школе, даже если он прекрасно знает свой предмет.
В другой профессии я себя не представляю. Считаю, что учитель – это даже не профессия, а образ жизни. Мне интересно учить детей не только читать, писать, решать примеры и задачи, но и воспитывать в ребятах любовь к родному краю, семье, умению трудиться, быть добрыми, честными, отзывчивыми. Оглядываясь назад, я думаю: сколько учеников прошло через мои руки, сколько проверено тетрадей, сколько волнений, бессонных ночей, забот... Но все же радостей и счастливых дней было больше. Счастье учителя, когда видишь блеск в глазах своих учеников от успехов и открытий.
Все годы работы в школе – это годы поисков, раздумий, разочарований, колебаний, открытий, которые перевернули всю мою жизнь, на протяжении которой я учусь. Учусь все время: всегда и везде. Мне нравится учиться. Мой девиз: «Уча других, учиться и самой». Сейчас могу с уверенностью сказать: я счастливый человек! И, прежде всего, потому, что меня постоянно окружают дети. Я учу их, а они – меня. Мне нравится смотреть на мир глазами детей, находить в этом радость и удовольствие, думать о своих учениках, сопереживать их успехам и неудачам, нести за них ответственность. Меняются дети, меняюсь и я вместе с ними. Они не позволят мне стареть душой. Я будто отматываю назад свой возраст. И, наверное, моё учительское счастье состоит в том особом доверии, которое так щедро дарит нам детское сердце.
Идут дни, годы. Идут очень быстро. Хочется успеть многое. Дети всегда остаются детьми, учителя – учителями. Жаль, что рядом нет моего первого и любимого учителя - Татьяны Николаевны. Как хотелось бы поделиться успехами моих учеников, победами в конкурсах, рассказать о своей любви к детям, к школе, к профессии. Мои выпускники добились в жизни многого, я горжусь ими.
Очень точно и метко об учителе написал С.Л. Соловейчик: «Он артист, но его слушатели и зрители не аплодируют ему. Он - скульптор, но его труда никто не видит. Он – врач, но его пациенты редко благодарят его за лечение и далеко не всегда хотят лечиться. Где же ему взять силы для каждодневного вдохновения? Только в самом себе, только в сознании величия своего дела».
Завтра наступит новый школьный день. Я снова приду на урок, и на меня опять будут смотреть глаза моих учеников…
Сколько будет еще звонков и уроков в моей судьбе? Сколько бы их ни было, я твёрдо знаю, что всякий труд, большой или маленький, если он совершается на благо человечества, благороден. Я счастлива, что в этом труде есть и моя доля.
Итак, что же значит быть настоящим учителем? На этот вопрос, прежде всего, я должна ответить сама себе.
Находить в каждодневном труде радость и удовлетворение. Сопереживать детским успехам и неудачам. Любить и испытывать удовольствие от общения с детьми. Быть специалистом по решению проблем, по поиску путей для достижения целей. Помогать каждому ребенку учиться и расти. Искать и находить новые методы и формы работы. Осознавать огромную ответственность. Быть учителем - значит создавать будущее.
Я – счастливый человек. Я занимаюсь тем, что мне нравится.
«Учитель» для меня не профессия, не работа, не увлечение. Для меня « учитель» - это мое призвание, дело моей жизни, смысл моей жизни, особое состояние души, образ жизни и мыслей, это мой труд, это - жизнь.