Эссе на тему:

«Я -  учитель.»

Рудакова Ирина Эдуардовна,

учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 90»

 

«Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло,

 будь почвой, богатой ферментами человеческих чувств,

 и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников,

 но и в душах и сердцах…»

Ш. Амонашвили.

 

   В школе я работаю уже более тридцати лет. И всё это время мне задают один и тот же вопрос: «Почему я выбрала профессию учителя?»  Мне кажется, не я выбирала профессию, а профессия выбрала меня!

   Я- учитель! Я не просто учитель. Я – первая учительница, которая входит в жизнь ребёнка и его семьи. Родители доверяют мне самое дорогое, что у них есть, – своих детей.. Наверное, нет на свете ни одного родителя, которого бы не волновало, как его малыш  будет учиться в школе, какие взаимоотношения у него сложатся с учителем, со сверстниками, насколько учение будет для него радостным и полезным А ведь кто, как не я, заменяю маленькому ученику самого дорогого на свете человека – маму. И от меня, первого учителя, зависит, как сложится его школьная жизнь. Много лет я буду незримо присутствовать в семье каждого ученика. И, возможно, стану их  хорошим другом на всю жизнь.

   Я знаю,  к чему мне надо стремиться в своей работе, в своей жизни…. Я – учитель!  Каждый день я открываю  школьную дверь и прихожу в класс для того, чтобы научить детей добиваться успеха, не потеряв при этом нравственные ориентиры: доброту, совесть, честь. Порой бывает очень трудно. Иногда просто опускаются руки, но каждый раз, анализируя ситуацию, ищу пути ее решения и продолжаю двигаться  вперед с новыми силами.  Я учу детей доброте, заботе о тех, кто рядом , уважению к другим людям. Я стараюсь формировать у учеников такие черты характера, которые помогут им стать личностью и достойными гражданами своей страны. Стараюсь воспитывать любовь и уважение к родному краю, родной улице, чувства радости за достижения своей страны.

    Ребенок - самая главная ценность в моей деятельности.        

    Конечно же, без призвания в профессии, невозможна эффективная педагогическая деятельность. Это профессия души. Она дает возможность быть в стране детства, в мире ребенка, разговаривать с детьми на одном языке, понимать их. И это так интересно и хрупко! На мой взгляд, самое страшное в профессии учителя – равнодушие к детям. Ведь ребенка обмануть нельзя. Они распознают фальшь, остро реагируют на невнимание, поэтому учитель в любой ситуации должен быть честным со своими учениками, искренним и открытым. И тогда завоюешь детские сердца.

   В последние годы всё чаще звучит понятие: современный учитель. Учитель XXI века – это экспериментатор и исследователь, организатор и  новатор, наставник и психолог.

В условиях реализации требований ФГОС,   главная задача современного учителя - научить ребёнка учиться и  выстраивать  свой собственный жизненный путь.

   Профессиональная позиция учителя, его отношение к учебному процессу, творческий потенциал, желание раскрыть талант и способности каждого ребенка есть главный ресурс реализации требований нового федерального государственного образовательного стандарта.

   Сегодня на уроке современный  учитель мотивирует детей  на поиск правильной и необходимой информации, ведет своих учеников по дорогам бесконечных знаний, учит ставить задачи, мыслить самостоятельно, работать в сотрудничестве с другими учащимися. А добиться этого можно только благодаря тесному союзу учителя, ученика и родителя, поэтому в  своей работе я придерживаюсь следующих позиций:

- уважай в каждом ребенке личность;

- создай ситуацию успеха для ребёнка;

- искренне разделяй с ним удачи и неудачи;

- раскрывай в ребёнке богатство его души, научи любить сердцем, верить в себя;

- научи ребенка думать, размышлять,  вступать в диалог с окружающим миром;

- постоянно совершенствуй свое профессиональное мастерство.

    Педагог должен в совершенстве владеть своим предметом, а использование современных педагогических технологий  помогает добиться прочности и глубины знаний, сделать урок запоминающимся, процесс обучения - увлекательным. Главный принцип  моих занятий - «учение - с увлечением», «открывать знания вместе с детьми – это здорово!».

   Мне посчастливилось работать с разными категориями детей.  В настоящее время  я работаю с детьми ОВЗ V вида – с детьми, нуждающимися в работе с логопедом. Это особая категория ребят, которая испытывает трудности в обучении..

    Поэтому ведущей целью своей работы считаю: создание оптимальных условий для преодоления речевых проблем, позволяющих максимально быстро добиваться положительных результатов.

    Учитель должен одинаково любить каждого ученика: шумного и тихого, послушного и капризного, ухоженного и неряшливого, хорошенького и не очень. На том простом основании, что они, ученики, – дети. Если учитель равнодушен к внутреннему миру ребёнка, к его переживаниям, ему не место в школе, даже если он прекрасно знает свой предмет.

   В другой профессии я себя не представляю. Считаю, что учитель – это даже не профессия, а образ жизни. Мне интересно учить детей не только читать, писать, решать примеры и задачи, но и воспитывать в ребятах любовь к родному краю, семье, умению трудиться, быть добрыми, честными, отзывчивыми. Оглядываясь назад, я думаю: сколько учеников прошло через мои руки, сколько проверено тетрадей, сколько волнений, бессонных ночей, забот... Но все же радостей и счастливых дней было больше. Счастье учителя, когда видишь блеск в глазах своих учеников от успехов и открытий.

    Все годы работы в школе – это годы поисков, раздумий, разочарований, колебаний, открытий, которые перевернули всю мою жизнь, на протяжении которой я учусь. Учусь все время: всегда и везде. Мне нравится учиться. Мой девиз: «Уча других, учиться и самой». Сейчас могу с уверенностью сказать: я счастливый человек! И, прежде всего, потому, что меня постоянно окружают дети. Я учу их, а они – меня. Мне нравится смотреть на мир глазами детей, находить в этом радость и удовольствие, думать о своих учениках, сопереживать их успехам и неудачам, нести за них ответственность. Меняются дети, меняюсь и я вместе с ними. Они не позволят мне стареть душой. Я будто отматываю назад свой возраст. И, наверное, моё учительское счастье состоит в том особом доверии, которое так щедро дарит нам детское сердце.

   Идут дни, годы. Идут очень быстро. Хочется успеть многое. Дети всегда остаются детьми, учителя – учителями. Жаль, что рядом нет моего первого и любимого учителя - Татьяны Николаевны. Как хотелось бы поделиться успехами моих учеников, победами в конкурсах, рассказать о своей любви к детям, к школе, к профессии. Мои выпускники добились в жизни многого, я горжусь ими.

   Очень точно и метко об учителе написал С.Л. Соловейчик: «Он артист, но его слушатели и зрители не аплодируют ему. Он - скульптор, но его труда никто не видит. Он – врач, но его пациенты редко благодарят его за лечение и далеко не всегда хотят лечиться. Где же ему взять силы для каждодневного вдохновения? Только в самом себе, только в сознании величия своего дела».

   Завтра наступит новый школьный день. Я снова приду на урок, и на меня опять будут смотреть глаза моих учеников…

   Сколько будет еще звонков и уроков в моей судьбе? Сколько бы их ни было, я твёрдо знаю, что всякий труд, большой или маленький, если он совершается на благо человечества, благороден. Я счастлива, что в этом труде есть и моя доля.

   Итак, что же значит  быть настоящим учителем? На этот вопрос, прежде всего, я должна ответить сама себе.

   Находить в каждодневном труде радость и удовлетворение. Сопереживать детским успехам и неудачам. Любить и  испытывать удовольствие от общения с детьми. Быть специалистом по решению проблем, по поиску путей для достижения целей. Помогать каждому ребенку учиться и расти. Искать и находить новые методы и формы работы. Осознавать огромную ответственность.  Быть учителем - значит создавать будущее.

   Я – счастливый человек. Я занимаюсь тем, что мне нравится.

    «Учитель»  для меня не профессия, не работа, не увлечение. Для меня  « учитель» - это мое призвание, дело моей жизни, смысл моей жизни, особое состояние души, образ жизни и мыслей, это мой труд, это - жизнь.